15.08.2025

В ООН сообщили о резком росте числа случаев сексуального насилия в условиях конфликта

В ООН сообщили о резком росте числа случаев сексуального насилия в условиях конфликта

Число детей, подвергшихся сексуальному насилию в условиях конфликта, достигло рекордно высокого уровня. В ООН сообщили о резком росте числа случаев сексуального насилия в условиях конфликта Мир и безопасность

В 2024 году число случаев сексуального насилия, связанного с вооруженными конфликтами, выросло на 25 процентов по сравнению с предыдущим годом. Более 4 600 человек стали жертвами насилия, применявшегося в качестве оружия войны, инструмента пыток, террора и политических репрессий. Об этом говорится в опубликованном в четверг новом издании Доклада Генерального секретаря ООН о сексуальном насилии в условиях конфликта.

Нарушения фиксировались как со стороны государственных, так и негосударственных субъектов в 21 стране. Больше всего случаев зарегистрировано в Центральноафриканской Республике, Демократической Республике Конго (ДРК), Гаити, Сомали и Южном Судане. Женщины и девочки составили 92 процента жертв, однако целенаправленным нападениям и преследованиям подвергались также мужчины, мальчики, лица с различной сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью, представители расовых и этнических меньшинств и люди с инвалидностью. Возраст пострадавших варьировался от одного года до 75 лет.

Насилие как метод пыток и контроля

В докладе отмечается тревожная тенденция роста масштабов сексуального насилия в местах лишения свободы, где оно используется как средство пыток, унижения и получения информации. Хотя в наибольшей степени от таких нарушений пострадали мужчины и мальчики, жертвами также становились женщины и девочки.

Между тем негосударственные вооруженные группы применяли сексуальное насилие с целью укрепления контроля над территориями и ресурсами, а также навязывания экстремистских идеологий. Среди факторов, которые усугубляли риски, авторы доклада отмечают широкую доступность оружия, массовое перемещение населения и нехватку продовольствия.

Многие нападения сопровождались крайними формами физического насилия, включая внесудебные казни. Стигматизация и негативная общественная реакция нередко приводили к глубокой социальной и экономической маргинализации пострадавших, а также детей, рожденных в результате изнасилований в условиях войны.

«Беспрецедентный уровень разрушения медицинских учреждений, а также нападения на работников на передовой кризисов и угрозы в их адрес серьезно затрудняют доступ пострадавших к жизненно необходимой помощи», – отметила Специальный представитель Генерального секретаря по вопросам сексуального насилия в условиях конфликта Прамила Паттен.

Систематическое насилие

В приложении к докладу приведен список из 63 государственных и негосударственных субъектов, которые по достоверным данным подозреваются в совершении или несут ответственность за систематические случаи изнасилований и иных форм сексуального насилия.

Несмотря на низкий уровень соблюдения норм международного гуманитарного права, некоторые стороны конфликтов приняли официальные обязательства по противодействию сексуальному насилию.

В докладе рекомендуется привлекать санкционные комитеты Совета Безопасности к рассмотрению вопроса о введении мер против тех, кто совершает нарушения систематически, при этом отмечается, что сексуальное и гендерное насилие теперь прямо указано в качестве основания для санкций в рамках антитеррористического режима Совбеза по ДАИШ (ИГИЛ) и Аль-Каиде.

Новые субъекты в перечне нарушителей

В число новых сторон, внесенных в список, вошла группа «Сопротивление во имя создания правового государства в Бурунди» (РЕД-Табара) в Демократической Республике Конго – за вопиющие случаи массового изнасилования в 2024 году, а также два государственных субъекта в Ливии – Агентство сдерживающего противодействия терроризму и организованной преступности и Управление по борьбе с незаконной миграцией, – наряду с негосударственным субъектом «Агентство внутренней безопасности».

В отношении ситуации в Израиле и на оккупированной палестинской территории в список в приложении к докладу включен ХАМАС – на основании проверенной ООН информации о сексуальном насилии во время нападений 7 октября 2023 года и в период удержания заложников.

Израиль и Россия уведомлены о потенциальном включении в список в будущем

Впервые в отдельное приложение доклада внесены стороны, «уведомленные» о возможном включении в перечень систематических нарушителей в будущем.

Отказы в доступе наблюдателям ООН в контексте ситуации в Израиле и на оккупированной палестинской территории, а также на временно оккупированных территориях Украины, серьезно затруднили проверку информации и установление тенденций и системности сексуального насилия, говорится в докладе. Тем не менее, из-за «серьезной обеспокоенности по поводу случаев некоторых форм сексуального насилия», которые могли совершаться «израильскими вооруженными силами и силами безопасности, а также российскими вооруженными силами и силами безопасности и связанными с ними вооруженными группами, эти стороны были уведомлены о возможном включении в список в следующем отчетном периоде», сообщается в пресс-релизе Канцелярии Специального представителя по вопросу о сексуальном насилии в условиях конфликта.

«Эти опасения касаются, прежде всего, нарушений, зафиксированных в местах содержания под стражей», – говорится в пресс-релизе.

Глава ООН призвал все стороны конфликтов прекратить насилие

Генеральный секретарь призвал все стороны конфликтов прекратить все акты сексуального насилия, взять на себя конкретные обязательства и выполнить их, а также предоставить беспрепятственный доступ для отслеживания нарушений и сотрудничать со Спецпредставителем и соответствующими структурами ООН.

«Я намерен учесть прогресс, достигнутый в выполнении этих обязательств, при рассмотрении вопроса о включении сторон в перечень в моем следующем докладе», – заявил глава ООН в своем докладе.

Больше, чем солидарность

Прамила Паттен выразила готовность взаимодействовать с участниками конфликтов и оказывать техническую поддержку в борьбе с сексуальным насилием.

«Мы должны жертвам больше, чем выражение солидарности; мы обязаны обеспечить им достойную жизнь и предпринять решительные действия для искоренения этих преступлений», – подчеркнула она.