19.08.2025

Украина: гуманитарные работники рискуют всем, чтобы дать людям надежду

Украина: гуманитарные работники рискуют всем, чтобы дать людям надежду

Виктория Тютюнник – сотрудница Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ). Украина: гуманитарные работники рискуют всем, чтобы дать людям надежду Мир и безопасность

«Иногда кажется, что мы плывем против течения, которое никогда не ослабевает», – говорит Виктория Тютюнник, сотрудница Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ). После начала полномасштабного вторжения России в 2022 году Виктория вместе с семьей вынуждена была покинуть свой дом в Луганской области.

Сейчас она помогает другим пережить то, через что прошла сама. Виктория и ее коллеги по УВКБ поддерживают людей, которые эвакуируются из прифронтовых регионов Украины и тех, кто решил остаться там несмотря ни на что.

В начале войны Виктория не работала в гуманитарной сфере. «Я не была частью гуманитарного сообщества», – рассказала она Службе новостей ООН в преддверии Всемирного дня гуманитарной помощи, который отмечается 19 августа.

«В то время я не работала в УВКБ. Я была госслужащей, но думаю, что события, произошедшие в моей жизни и жизни всей страны, стали для меня поворотным моментом: я перешла в гуманитарную сферу и присоединилась к УВКБ ООН», – рассказывает Виктория.

С 1 августа 2024 года только из Донецкой области – самостоятельно или при поддержке властей и волонтеров – эвакуировались более 192 тысяч человек. УВКБ и его партнеры оказывают перемещенным лицам необходимую помощь.

«Я там, где я должна быть»

Виктории часто приходится общаться с людьми, которые только что пережили атаки и остались без жилья. «Когда они раскрываются, когда делятся своими историями, рассказывают о том, что им пришлось пережить, это трогает меня до глубины души. И в этот момент я чувствую, что я там, где я должна быть», – говорит она.

Многие перемещенные лица находятся в состоянии сильнейшего стресса, их жизнь наполнена постоянным страхом и тревогой. Некоторые бежали в спешке без документов, другим срочно нужны деньги на продукты питания и лекарства.

Украина: гуманитарные работники рискуют всем, чтобы дать людям надежду

УВКБ предоставляет им психологическую и юридическую поддержку, а также денежную помощь. «Мы также оказываем поддержку центрам коллективного размещения, где люди могут остаться на некоторое время, пока не найдут другое место», – объясняет Виктория.

По всей Украине 3,7 миллиона человек оказались в статусе внутренне перемещенных лиц, и гуманитарные потребности населения продолжают расти. «Война продолжается, нападения продолжаются, потребности растут», – говорит сотрудница УВКБ.

«Потому что это их дом»

Оказание помощи на передовой часто означает работу в опасных условиях, в то числе на фоне атак беспилотников и авиаударов. Во время нашего интервью c Викторией работала сирена воздушной тревоги.

«Это, конечно, большой стресс… Но для многих людей это теперь их повседневная жизнь. Они остаются в прифронтовых районах, несмотря на ежедневные обстрелы и нападения. Почему? Потому что это их дом», – говорит Тютюнник.

По словам Виктории, многие переселенцы, с которыми ей приходится общаться, просят не бросать их, не забывать о них.

«Я такая же, как они. Я тоже вынуждена была покинуть свой дом, и, если я могу дать им надежду, оказать хоть какую-то помощь, помочь хотя бы стабилизировать их ситуацию, это наполняет мою жизнь смыслом», – рассказывает Виктория.

Украина: гуманитарные работники рискуют всем, чтобы дать людям надежду

«К этому невозможно привыкнуть»

«Некоторые говорят, что привыкают к сигналам воздушной тревоги и к ситуации в целом. Но к этому невозможно привыкнуть, правда? Это ненормально. Это не должно быть новой нормой», – добавляет она.

На вопрос о том, что помогает ей держаться и продолжать свою работу, Виктория отвечает, что главное вдохновение для нее – это ее коллеги и руководители, которые, по ее словам, «работают круглосуточно».

«Когда я вижу, что они продолжают [работать], почему я не могу продолжать? – говорит она. – Нужно задать себе вопрос: стремимся ли мы к общей цели? Да, стремимся. Значит, мы на правильном пути».