12.08.2025

Совбез ООН обсудил проблему безопасности морских торговых перевозок

Совбез ООН обсудил проблему безопасности морских торговых перевозок

Совбез ООН обсуждает проблему безопасности морских торговых перевозок. Совбез ООН обсудил проблему безопасности морских торговых перевозок Мир и безопасность

В рамках обсуждения актуальных угроз глобальному миру и безопасности в Совбезе ООН в понедельник прошло заседание, посвященное международному торговому судоходству.

Несмотря на текущую политическую напряженность, международные торговые перевозки остаются двигателем мировой торговли и глобального экономического развития. Об этом в своем выступлении перед участниками заседания по видеосвязи заявил Арсенио Домингес, Генеральный секретарь Международной морской организации (ИМО).

Международное торговое судоходство демонстрирует устойчивость перед лицом глобальных потрясений: в 2024 году морским путем было перевезено более 12,3 миллиарда тонн товаров. Морская торговля обеспечивается трудом 1,9 миллиона моряков.

«Безопасность международных морских перевозок имеет фундаментальное значение для экономической стабильности в мире», – подчеркнул Арсенио Домингес.

В 2024 году, продолжил глава ИМО, в мире было зафиксировано 150 инцидентов, связанных с международным пиратством. Безопасность торговых перевозок и жизни моряков подвергаются существенному риску.

Глава Интерпола призвал к глобальной координации

Генеральный секретарь Интерпола Вальдес Уркиза в ходе своего выступления заявил, что морские маршруты, некогда связывавшие цивилизации, сегодня все чаще становятся ареной для незаконной деятельности транснациональной преступности. По его словам, угрозы пиратства и вооруженных нападений вновь стали актуальными, особенно в Юго-Восточной Азии, в Гвинейском заливе и у берегов Сомали.

Уркиза подчеркнул, что преступные сети все чаще используют одни и те же маршруты и инфраструктуру для контрабанды оружия, наркотиков, редких видов животных и даже финансирования террористических группировок. Он назвал это «поли-криминальностью на море», которая делает преступников менее уязвимыми и усложняет проведение расследований.

Особую тревогу, по словам главы Интерпола, вызывают киберугрозы: цифровизация портов открывает новые бреши в безопасности; для атак на системы управления и логистики злоумышленники уже используют искусственный интеллект. По словам Уркизы, многие порты остаются слабо защищенными, несмотря на высокий уровень риска.

В ответ на эти вызовы Интерпол предлагает трехуровневую стратегию:

1. Эффективное международное сотрудничество на основе обмена данными через глобальные базы Интерпола.

2. Оперативная поддержка и координация расследований, включая проведение совместных операций.

3. Развитие экспертного потенциала и обучение – особенно для прибрежных и островных государств, с акцентом на борьбу с киберугрозами.

Уркиза призвал страны-члены рассматривать Интерпол как ключевого партнера в обеспечении безопасности портов и морских путей, а Совет Безопасности – поддерживать его организацию в международно-правовых инициативах.

Панамский канал как символ успешного международного сотрудничества

В ходе своего выступления на заседании Совета Безопасности администратор Панамского канала Рикаурте Васкес Моралес подчеркнул уникальную роль этой водной артерии как символа международного сотрудничества и устойчивого развития. По его словам, Панамский канал – это не просто торговый маршрут, а пример нейтралитета, технической компетентности и долгосрочной ответственности.

Канал управляется на основе международного договора, гарантирующего равный доступ для всех стран – в мирное и военное время. Его структура управления обеспечивает независимость от политических циклов и способствует стабильности и прозрачности.

За 25 лет под управлением Панамы канал удвоил свою пропускную способность, завершил масштабную модернизацию с третьим комплектом шлюзов и стал моделью технической и финансовой устойчивости. Новые шлюзы позволяют обслуживать суда втрое большей грузоподъемности при соблюдении высоких стандартов в сфере безопасности.

Васкес Моралес отметил, что несмотря на свою скромную протяженность – всего 50 морских миль – канал ежегодно помогает избежать до 16 миллионов тонн выбросов парниковых газов, сокращая маршруты тысячам судов.

Панамский канал, по его словам, – живое доказательство того, что глобальные общественные блага могут управляться с прозрачностью, ответственностью и дальновидностью. «Если Панама смогла защитить одну из важнейших артерий мировой торговли, значит, международное сообщество способно сохранить то, что нас объединяет», – заключил Васкес Моралес.