Район Сочимилько в Мехико. «Чинамперос» веками снабжали Мехико продуктами. Какое у них будущее? Климат и окружающая среда
Сочимилько, район в самом сердце Мехико, – родина «чинамперос», фермеров, которые на протяжении столетий используют традиционные знания коренных народов для выращивания продуктов. Сегодня их образ жизни находится под угрозой из-за ухудшения экологической ситуации, расширения городских кварталов и последствий изменения климата.
Свое название чинамперос получили от «чинампов» – искусственных островов-плавучих садов, на которых они ведут хозяйство. Еще ацтеки обнаружили, что если укладывать на дно мелководных озер слой за слоем ил, растения и ветви, можно создать чрезвычайно плодородные участки земли.
На протяжении сотен лет чинамперос обеспечивали продовольствием местные общины. Однако климатический кризис, снижение интереса к сельскому труду среди молодежи и растущая потребность мегаполиса в воде могут привести к исчезновению этого традиционного вида деятельности.
Читайте также:
Спасение Мезоамериканского рифа: как инновации помогают сохранить кораллы
В новом издании доклада Института окружающей среды и безопасности человека Университета ООН «Взаимосвязанные риски стихийных бедствий» эксперты предлагают пять ключевых шагов, которые человечеству необходимо предпринять для более устойчивого и жизнеспособного будущего. Одним их них является долгосрочное мышление в интересах будущих поколений.
Команда Университета ООН встретилась с фермерами Сочимилько в преддверии выхода доклада. Исследователи обсудили с местными жителями историю района и способы сохранить их уникальный образ жизни.
Лауро Ривера, 72 года, пчеловод:
Я родился и вырос в Сочимилько – месте, которое существует благодаря труду наших предков. Они строили чинампы, укладывая ветви, листья и плодородную грязь со дна лагуны. Чтобы закрепить острова, они высаживали по углам деревья ахуэхоте [местный вид ивы, Salix bonplandiana]. Со временем эти усилия сформировали обширную сеть каналов и чинампов, сохранившуюся до сих пор. Здесь почти 180 километров каналов, окруженных чинампами.
Самуэль Луна, 67 лет, овощевод:
Чинампы – уникальное явление в мире. Мы передаем эти знания нашим детям. Раньше здесь водились даже пресноводные моллюски, рыба, черепахи, улитки, аксолотли. Но сейчас мы сталкиваемся с серьезными проблемами загрязнения и нехватки воды. Мы стараемся вернуться к прошлым методам: выращивать экологически устойчивые культуры, использовать меньше пестицидов. Возможно, не все удастся восстановить, но мы должны сохранить хотя бы то, что имеем. Мы, фермеры, – хранители этой земли.
Эрик Энрикес, 45 лет, фермер, внук Самуэля:
Фермерскому делу меня научил дед. Школ для чинамперов не существует. Мама приносила меня сюда еще младенцем. Мы до сих пор используем традиционные инструменты: кол, грабли, веялку – все это передается из поколения в поколение.
Раньше времена года были четко определены: дожди, жара, холод. Но с изменением климата невозможно предсказать, когда пойдут дожди или похолодает. Технологии помогают – есть материалы, которые защищают от жары, холода, града. Но у этого есть и минус: не у всех есть деньги, чтобы их купить.
Если все будут работать в офисах, кто тогда будет кормить чинампы? Здесь очень красиво, и у меня сильные чувства к этому месту. Я не хочу, чтобы оно исчезло.
Мариана Крус, 29 лет, историк:
Когда мы говорим «фермер», чаще всего представляется мужчина. А я вспоминаю свою прабабушку. Эти женщины в передниках и юбках не только вели домашнее хозяйство, но и работали на чинампах. Я родилась в 1995 году, и уже тогда вода в каналах была коричневой. Многие семьи перестали заниматься земледелием. Во многом из-за стереотипа: фермер – значит бедный.
А я горжусь тем, что принадлежу к семье чинамперос. Мы рассказываем друзьям и коллегам, почему нужно беречь каналы, воду, почему Сочимилько важен для жизни Мехико. Работа фермера так же важна, как работа врача.