Женщина в лагере беженцев в провинции Кассала, Судан. Главный правозащитник ООН заявил о «тотальном наступлении» на права человека в Судане Права человека
Воюющие стороны в Судане «курируют» тотальное «наступление на права человека», что имеет катастрофические последствия для мирного населения, заявил сегодня Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк.
За последний год военные действия, которые продолжаются в стране уже два года, расширились и стали интенсивнее, и жизнь многих суданцев стала невыносимой. Судан тонет в «трясине смерти, лишений и страданий», подчеркнул Тюрк.
Продолжающийся конфликт – это не просто борьба за власть, сказал он, на него в значительной степени влияют экономические и деловые интересы национальных и международных субъектов в таких ключевых секторах, как золотодобыча и сельское хозяйство. Доходы, получаемые от международной торговли суданским золотом, гуммиарабиком (смола акации, используемая в качестве загустителя и эмульгатора в пищевых продуктах – прим. ред.) и скотом, стали финансовой основой военной экономики, заявил Верховный комиссар.
Поставки оружия, в том числе в западный регион Дарфура, где действует эмбарго Совета Безопасности ООН на такие поставки, также усугубляют ситуацию. «Все, кто участвует в содействии передаче оружия и военных материалов в Дарфур, должны прекратить это в соответствии со своими обязательствами по соблюдению эмбарго на поставки оружия», – сказал Тюрк.
Конфликт между вооруженными силами Судана и Силами быстрого реагирования с самого начала характеризовался полным пренебрежением законами войны и международным правом, при этом стороны регулярно нападали на населенные пункты и критически важную гражданскую инфраструктуру, такую как медицинские учреждения, станции водоснабжения и электростанции, совершали серьезные нарушения прав человека и препятствовали оказанию гуманитарной помощи, добавил Верховный комиссар.
Массовые казни людей, подозреваемых в сотрудничестве с противоположной стороной, которые часто имеют этническую подоплеку, продолжаются безостановочно, подогреваемые риторикой ненависти и подстрекательством к насилию, в том числе в социальных сетях. В конце прошлого месяца десятки людей были зверски убиты в Хартуме после того, как он вновь перешел под контроль вооруженных сил Судана. Их подозревали в сотрудничестве с Силами быстрого реагирования.
Читайте также:
Два года конфликта в Судане: девочки и женщины платят самую высокую цену
В Северном и Западном Дарфуре Управление ООН по правам человека задокументировало целенаправленные нападения Сил быстрого реагирования на деревни, основанные на этнической принадлежности их жителей.
Сексуальное насилие широко распространено по всему Судану, отметил Тюрк. Женщины и девочки подвергались изнасилованиям, групповым изнасилованиям, сексуальной эксплуатации и похищениям с целью сексуального насилия секса с самого начала конфликта.
Также сообщается о пытках и других формах жестокого обращения, произвольных задержаниях и насильственных исчезновениях в районах, затронутых конфликтом. Растет число случаев преследований и запугивания членов гражданского общества, включая правозащитников, журналистов и гуманитарных волонтеров.
Конфликт привел к беспрецедентному кризису перемещения и гуманитарному кризису. По меньшей мере 12,6 миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома. По оценкам, 24,6 миллиона человек сталкиваются с острой нехваткой продовольствия, а около 17 миллионов детей не посещают школу.
«Поскольку права людей на еду, воду, здравоохранение, жилье и образование значительно ограничены, жестокий конфликт не только опустошает сегодняшний Судан, но и практически уничтожает его будущее», – сказал Тюрк.
«И чем дольше он будет продолжаться, тем сложнее будет восстановление», – добавил он.
Верховный комиссар призвал обеспечить уважение международного права в Судане и привлечь к ответственности виновных в широкомасштабных нарушениях. «Боевые действия должны прекратиться. Мы должны увидеть начало инклюзивного процесса, который будет способствовать социальной сплоченности и устранит причины конфликта, включая укоренившуюся безнаказанность», – подытожил он.