Фильмы и сериалы должны быть зрелищными, а работа специалиста — эффективной, поэтому между ними такая большая разница.
1. Психолог начнёт ругать или стыдить, а уже и без того плохо
У многих может быть за плечами травмирующий опыт, когда делишься проблемами с близким человеком, а он начинает выяснять, нет ли в случившемся нашей вины. Или и вовсе прямо обвинять и говорить, что надо было поступить иначе. Кажется, что и с психологом разговор может пойти по такому сценарию. Выслушивать подобное от незнакомого человека, да ещё за деньги, довольно сомнительное мероприятие.
Татьяна Пушкова
Психолог, гештальт-терапевт.
Главный герой сериала «Триггер» Артём Стрелецкий даёт явные оценки и советы даже тем людям, которые не являются его клиентами. Каким бы чутким и умным ни был психолог, он не может однозначно оценивать ситуации, никакого внутреннего сканера у него нет. Любая оценка может ранить и травмировать.
На деле задача психолога заключается в том, чтобы помогать понять, что происходит, и направлять к тому, чтобы найти выход из сложившейся ситуации. А винить и стыдить — непрофессионально.
2. Психолог будет давать странные советы, которым не захочется следовать
В кино и сериалах психологи, бывает, советуют своим клиентам что-то странное и некомфортное. Никому такое делать обычно не хочется.
Ника Болзан
Психолог.
В четвёртом сезоне «Секса в большом городе» Шарлотта посещает психотерапевта после развода с Треем. Она надеется получить поддержку, но сталкивается с неожиданным поворотом: психолог буквально советует ей попробовать секс без обязательств, чтобы забыть о бывшем муже.
По словам Ники Болзан, у «специалиста» из сериала отсутствует эмпатия: вместо того чтобы работать с переживаниями Шарлотты, психолог просто подталкивает её к определённому поведению и даёт прямые советы, навязывая клиентке свой взгляд на ситуацию.
Ника Болзан
Настоящий психолог не будет говорить клиенту, как ему «нужно» поступить, а поможет разобраться в своих чувствах, понять, чего он хочет, и прийти к осознанному решению. Если человек переживает развод, терапевт поддержит, проработает чувство утраты, страх одиночества и возможную низкую самооценку. Но точно не станет предлагать секс как решение всех проблем.
3. Семейная терапия — это лишь повод поругаться в присутствии третьего человека
Что мы обычно видим в кино: расположившись на диванчике, партнёры высказывают претензии друг к другу. Специалист сидит напротив и что-то записывает в блокнот, задавая странные вопросы.
Ника Болзан
В начале фильма «Мистер и миссис Смит» главные герои посещают семейного психолога. Их отношения явно напряжены, но терапия выглядит скорее формальностью. Специалист задаёт шаблонные вопросы, которые не помогают раскрыть суть проблемы. Он не проявляет глубокой вовлечённости и не пытается создать доверительную атмосферу. Вопросы кажутся слишком поверхностными и не ведут к конструктивному диалогу. В ходе сеанса герои почти не взаимодействуют друг с другом — терапевт не управляет динамикой общения.
По словам Ники Болзан, в отличие от показанного в фильме настоящий семейный психолог помогает выявить скрытые эмоции и мотивы конфликтов, работает с чувствами каждого партнёра, давая возможность быть услышанным, использует разные техники (активное слушание, ролевые игры, терапевтические задания), чтобы разговор стал более продуктивным.
В реальной семейной терапии психолог не просто задаёт вопросы — он помогает увидеть корень конфликта и научиться общаться. Специалист не просто наблюдает за парой — он помогает выстраивать диалог, объясняет, какие механизмы работают в отношениях и почему партнёры сталкиваются с трудностями.
4. Одной сессии достаточно, чтобы решить проблему
Этот миф встречается не только в кино, но в фильмах и сериалах его особенно любят. На экране всегда эффектно выглядит сцена, когда главный герой насквозь видит клиента и мгновенно находит волшебную таблетку. Долгие разговоры смотрятся вовсе не так впечатляюще.
Алёна Дербина
Психолог, гештальт-терапевт.
Главный герой сериала «Триггер» — харизматичный «психолог» Артём Стрелецкий, который за один раз «решает» проблему клиента. И после этого сериала реально приходят люди с запросом «решить всё здесь и сейчас», за одну сессию. Но так не бывает.
Во-первых, нет времени на преконтакт, ещё не сформировано доверительное и безопасное пространство как для клиента, так и для терапевта, а работа уже идёт. Во-вторых, психика человека не всегда и не сразу даёт доступ к травматичным переживаниям.
И выходит, что за одну сессию, за один день можно скорее навредить, чем помочь человеку. Особенно когда речь идёт о переживаниях сильной интенсивности — по сути происходит повторная травматизация человека. Я бы даже сказала, что герой, скорее, за счёт клиентов решает свои личные проблемы, тешит свой нарциссизм, а не помогает людям.
5. Существует волшебная таблетка, которая поможет сама по себе
Можно возразить: конечно, психологи говорят, что одного сеанса недостаточно, ведь они получают деньги за каждый из них. Тот же Артём Стрелецкий, например, просто использовал специальный метод — работал с триггерами. Это провокативная терапия, и она, вероятно, действует, потому что некоторые люди нуждаются в волшебном пенделе. Психолог Татьяна Пушкова уверяет, что это не так.
Татьяна Пушкова
Триггер может лишь показать уязвимое место человека, но задача психолога заключается в том, чтобы исследовать это место и постепенно помогать клиенту выстраивать новые механизмы защиты и способы справляться с трудностями. Проблемное поведение — это адаптация к сложным ситуациям, и просто отобрать у человека его опору — значит оставить его без поддержки.
Провокативная психология требует тонкого подхода и глубокого понимания клиента. Каждый шаг психолога должен быть осознанным и направленным на поддержку в моменты боли, которую может причинить то самое «провокативное» слово. Как бы то ни было, терапия — это пространство для исцеления, а не место для порки.
И это касается не только работы с провокациями. С запросом решить всё мгновенно, как по волшебству, клиенты обращаются к специалистам, работающим в самых разных подходах.
Алёна Углова
Психолог, психоаналитик, гипнолог.
В сериале «Ученица Мессинга» гипнолог работает как психолог, а гипноз показан как нечто магическое и дающее результат сразу. В «Инсомнии» за одну встречу решался сложный запрос клиента.
Обычно же, по словам Алёны Угловой, специалист исследует запрос и собирает анамнез. Затем идёт сеанс гипноза, который может быть разной глубины, подхода, — зависит от клиента, его особенностей, запроса. И после уже предстоит психотерапевтическая работа.
Узнать больше💡7 конкретных и достижимых целей для работы с психологом6 околопсихологических советов, которые раздражают психологовКак популяризация психологии выходит нам бокомКак понять, что нужно бежать от психолога